Выступление исследовательской группы «Исток» школы №35
на городской конференции юных
исследователей «Шаг в будущее»
Исследовательская группа «Исток» учащихся школы №35 представляет свое выступление по теме «Телеутский «Чолкой» - национальный экомузей Кузбасса».
Изучение края часто
начинается с музеев. Национальные экомузеи,
с которыми знакомятся учащиеся школы № 35, являются разновидностью
этнографических музеев под открытым небом, в которых
архитектурно-этнографические памятники восстанавливаются на первоначальном
местонахождении в соответствующем природном окружении.
Командир исследовательской
группы «Исток» Николаев Стас рассказал о том, что с 1971 года в странах Европы экомузеи стали триединой моделью музея времени, музея
пространства, музея деятельности человека.
Развитие индустриальной Сибири повышает роль экомузеев,
гармонично соотносящихся с культурной средой, с возрождением экологической
культуры. С 1990 года в Кемеровской области с целью
сохранения историко-культурного наследия тюркоязычных
народов Притомья и русских сибиряков по специальным
проектам, разработанным творческим коллективом московских архитекторов
(А.Г.Афанасьев О.Н. Артамонова) и кемеровских этнографов (В.М Кимеев и В.В. Ершов), осуществляется реализация проектов по
созданию национальных экомузеев: телеутского
«Чолкой», татарского «Калмаки»,
шорского «Тазгол», русских
сибиряков «Село Ишим»- бывшего Сибирского тракта. Вместе с заповедником
«Томская Писаница», Шорским национальным природным парком Кемеровской области и
Телецким озером Алтая они могут стать основой единого туристического маршрута
на юге Сибири. Главное назначение 4-х экомузеев
Кузбасса - стать национально-исследовательскими центрами сибиряков,
возрождающих свои жизненные ценности конца XIX
– начала XX веков.
Группу «географов»
возглавляла Кениг Надежда, которая познакомила детей с местами расселения телеутов в Кемеровской области: в пригородном поселке Телеут у Запсиба города
Новокузнецка, в небольшом поселке Шанда Гурьевского района и в пределах нескольких населенных
пунктов Беловского района: поселков Беково, Заречное, Новобачаты,
Черта, возле города Юрга (д. Зимник). Чтобы посетить «Чолкой»,
достаточно преодолеть 8 километров асфальтированной дороги, соединяющей город
Белово с поселком Беково, который представляет собой
3 слившиеся воедино населенных пункта: старинный телеутский
улус Ары Паят (Чолкой),
деревни Сас (Верховская) и Беково со смешанным телеутско –русским населением Формирование древних поселений телеутов в пойме реки Малый Бачат
уходит своими корнями в XI век нашей эры. Об этом
свидетельствуют остатки курганных могильников, датированных XI – XII веками. В 1861 году в улусе Чолкой
было 60 домов и 6 хижин. В конце XIX века ученый В.В.Радлов отмечал, что в
Кузнецком округе реки Бачаты обитает обрусевшее племя
телеутов в числе 2791 души. Историк А.П.Уманский
утверждает, что « телеуты ведут уже не кочевой, а
приобщены к оседлому быту, пашенному земледелию и другим прогрессивным формам
ведения хозяйства. Они приняли христианство и научились у русских хлебопашеству».
В 60-е годы XX века, в результате
работы угольных разрезов, исчезают телеутские
поселения, находившиеся выше по течению
реки Малый Бачат, изменяется гидрологический режим
пойменной части реки. Это обстоятельство имело далеко идущие последствия, нарушив
экономическое равновесие в природе большого региона междуречья Малого и
Большого Бачата. И только в 1992 году эта уникальная
территория взята под охрану Администрации Кузнецкой Земли.
Группу «лингвистов»
представляла Ширшова Алена, которая познакомила
присутствующих с телеутскими словами. Ребята их
записали во время беседы с жителями Беково. Далее
было сообщено, что русский язык европейцев, перешедших Урал, вступил во
взаимодействие с разнообразными урало-алтайскими языками аборигенного населения
Западной Сибири Любопытно, что само понятие «Сибирь» в различных источниках
получает либо угорское (уральское), либо тюркское (алтайское), либо монгольское
объяснение. В 1240 году в монгольской хронике впервые было упомянуто слово «шибир»=Сибирь, что означало «болото» или «сырая равнина».
Это подтверждается еще тем, что в Забайкалье находится урочище Улан-Шибир==Красное Болото.
Но З.Я. Бояршинова
устанавливает связь между словом «Сибирь» и названиями отдельных угорских
(уральских) племен: сипыри или сиберы.
В.Н. Татищев считает слово
«Сибирь» тюркского происхождения со значением «ты первый» или «ты главный».
Сначала этот термин служил для обозначения ограниченного региона, а затем
распространился на всю территорию от Урала до Тихого океана. Однако, изучая
карту «Языковые семьи и группы Сибири», мы пришли к выводу (как сообщает
шестиклассница), что алтайская языковая семья делится на 3 ветви: монгольскую,
тунгусо-маньчжурскую и тюркскую - самую крупную в Сибири. На языке этой ветви и
говорят телеуты, алтайцы, якуты, татары, шорцы.
Языковое взаимодействие телеутов и русских было активным. Таежные и лесостепные
пространства края, которые ранее были свободными, занимали русские. Освоение
Сибири шло не за счет вытеснения и тем
более истребления аборигенов, а за счет «обтекания» пришельцами мест жительства
коренных народов или « вкрапления» отдельных селений в компактную массу
аборигенов. В это же время продолжается формирование русских говоров в Сибири.
Можно выделить 2 периода: 1-конец 16- начало 18 веков, когда поток русского
населения шел из северных губерний России и частично с юга, а 2- середина
18-начало 20 веков, когда миграционный поток шел из южных губерний.
Соответственно этому выделяются носители старожильческих говоров (потомки тех,
кто пришел в Сибирь до середины 18 века). Их называли чалдонами, здешними, закоренелыми.А представители
второго миграционного потока и их потомки, которых называли хохлами, россейскими, нездешними, стали носителями новосельческих говоров.
В своем сообщении Коробейникова Екатерина рассказала о том, что изучение
истории Телеутской Землицы невозможно без обращения к
устному народному творчеству этого свободолюбивого народа. Народная мудрость
гласит о том, что для телеутов культ огня был
священен. Много легенд, песен посвящено ему. В Беково
жителями была рассказана учащимся сказка «Колборко» о
птичке, которая научила людей добывать огонь. Интересно было узнать: «Есть ли
варианты этого произведения устного народного творчества?» Мы познакомились с
воспоминаниями телеута Г.М. Токмашева,
который в 1912-1913 годах в улусе Чолкой
записал эту сказку. В 1926 году в улусе Чарга местные
жители рассказывали о смелой птичке «Корболка». Г. Н.
Потанин познакомился от телеута с этой же сказкой,
где птица названа «колбырхы». А в книге «Устное
народное творчество коренных народов Кузбасса- телеутов и шорцев» Д.В. Кацюба
представлен еще один вариант.
После того, как Бог сотворил
все на Земле, люди не знали, как добыть огонь. На собрание не явилась только
одна птичка Колборко. Она высоко парила в небе. Люди
отправили к ней послов.
-Колборко, тебя
просят прийти на собрание.
-Мне некогда!
-А что ты делаешь?
-Считаю, сколько на небе звезд, а на земле
кочек
Ты
нужна людям, которые не знают, как добыть огонь.
. –А разве нет в скалах камня и на березе
губы?
По указанию Колборко
люди из камня высекли огонь и зажгли березовую губу. Они научились добывать
огонь. А птичка так и не пришла на собрание.
Эту сказку подарили юные
исследователи группы «Исток» участникам городской научно-практической
конференции.
Надеются ребята на
дальнейшее сотрудничество с работниками экомузея «Чолкой», мечтают познакомиться со знатоками национальной
культуры телеутского народа, верят, что именно за
наукой - будущее человечества и будущее России!