Выступление  исследовательской группы «Исток» школы №35

на городской конференции  юных  исследователей «Шаг в будущее»

 

Исследовательская группа «Исток» учащихся школы №35 представляет свое выступление по теме «Телеутский «Чолкой» - национальный экомузей Кузбасса».

Изучение края часто начинается с музеев. Национальные экомузеи, с которыми знакомятся учащиеся школы № 35, являются разновидностью этнографических музеев под открытым небом, в которых архитектурно-этнографические памятники восстанавливаются на первоначальном местонахождении в соответствующем природном окружении.

Командир исследовательской группы «Исток» Николаев Стас рассказал о том, что с 1971 года в странах Европы экомузеи стали триединой моделью музея времени, музея пространства, музея деятельности человека.  Развитие индустриальной Сибири повышает роль экомузеев, гармонично соотносящихся с культурной средой, с возрождением экологической культуры. С 1990 года в Кемеровской области с целью сохранения историко-культурного наследия тюркоязычных народов Притомья и русских сибиряков по специальным проектам, разработанным творческим коллективом московских архитекторов (А.Г.Афанасьев О.Н. Артамонова) и кемеровских этнографов (В.М Кимеев и В.В. Ершов), осуществляется реализация проектов по созданию национальных экомузеев: телеутского «Чолкой», татарского «Калмаки», шорского «Тазгол», русских сибиряков «Село Ишим»- бывшего Сибирского тракта. Вместе с заповедником «Томская Писаница», Шорским национальным природным парком Кемеровской области и Телецким озером Алтая они могут стать основой единого туристического маршрута на юге Сибири. Главное назначение 4-х экомузеев Кузбасса - стать национально-исследовательскими центрами сибиряков, возрождающих свои жизненные ценности конца XIX – начала XX веков.

Группу «географов» возглавляла Кениг Надежда, которая познакомила детей с местами расселения телеутов в Кемеровской области: в пригородном поселке Телеут у Запсиба города Новокузнецка, в небольшом поселке Шанда Гурьевского района и в пределах нескольких населенных пунктов Беловского района: поселков Беково, Заречное, Новобачаты, Черта, возле города Юрга (д. Зимник). Чтобы посетить «Чолкой», достаточно преодолеть 8 километров асфальтированной дороги, соединяющей город Белово с поселком Беково, который представляет собой 3 слившиеся воедино населенных пункта: старинный телеутский улус Ары Паят (Чолкой), деревни Сас (Верховская) и Беково со смешанным телеутско –русским населением Формирование древних поселений телеутов в пойме реки Малый Бачат уходит своими корнями в XI век нашей эры. Об этом свидетельствуют остатки курганных могильников, датированных  XIXII веками. В 1861 году в улусе Чолкой было 60 домов и 6 хижин. В конце XIX века ученый В.В.Радлов отмечал, что в Кузнецком округе реки Бачаты обитает обрусевшее племя телеутов в числе 2791 души. Историк А.П.Уманский утверждает, что « телеуты ведут уже не кочевой, а приобщены к оседлому быту, пашенному земледелию и другим прогрессивным формам ведения хозяйства. Они приняли христианство и научились у русских хлебопашеству».

В 60-е годы XX  века, в результате работы угольных разрезов, исчезают телеутские поселения, находившиеся выше  по течению реки Малый Бачат, изменяется гидрологический режим пойменной части реки. Это обстоятельство имело далеко идущие последствия, нарушив экономическое равновесие в природе большого региона междуречья Малого и Большого Бачата. И только в 1992 году эта уникальная территория взята под охрану Администрации Кузнецкой Земли.

Группу «лингвистов» представляла Ширшова Алена, которая познакомила присутствующих с телеутскими словами. Ребята их записали во время беседы с жителями Беково. Далее было сообщено, что русский язык европейцев, перешедших Урал, вступил во взаимодействие с разнообразными урало-алтайскими языками аборигенного населения Западной Сибири Любопытно, что само понятие «Сибирь» в различных источниках получает либо угорское (уральское), либо тюркское (алтайское), либо монгольское объяснение. В 1240 году в монгольской хронике впервые было упомянуто слово «шибир»=Сибирь, что означало «болото» или «сырая равнина». Это подтверждается еще тем, что в Забайкалье находится урочище Улан-Шибир==Красное Болото.

Но З.Я. Бояршинова устанавливает связь между словом «Сибирь» и названиями отдельных угорских (уральских) племен: сипыри или сиберы.

В.Н. Татищев считает слово «Сибирь» тюркского происхождения со значением «ты первый» или «ты главный». Сначала этот термин служил для обозначения ограниченного региона, а затем распространился на всю территорию от Урала до Тихого океана. Однако, изучая карту «Языковые семьи и группы Сибири», мы пришли к выводу (как сообщает шестиклассница), что алтайская языковая семья делится на 3 ветви: монгольскую, тунгусо-маньчжурскую и тюркскую - самую крупную в Сибири. На языке этой ветви и говорят телеуты, алтайцы, якуты, татары, шорцы.

Языковое взаимодействие телеутов и русских было активным. Таежные и лесостепные пространства края, которые ранее были свободными, занимали русские. Освоение Сибири шло не за счет  вытеснения и тем более истребления аборигенов, а за счет «обтекания» пришельцами мест жительства коренных народов или « вкрапления» отдельных селений в компактную массу аборигенов. В это же время продолжается формирование русских говоров в Сибири. Можно выделить 2 периода: 1-конец 16- начало 18 веков, когда поток русского населения шел из северных губерний России и частично с юга, а 2- середина 18-начало 20 веков, когда миграционный поток шел из южных губерний. Соответственно этому выделяются носители старожильческих говоров (потомки тех, кто пришел в Сибирь до середины 18 века). Их называли чалдонами, здешними, закоренелыми представители второго миграционного потока и их потомки, которых называли хохлами, россейскими, нездешними, стали носителями новосельческих говоров.

В своем сообщении Коробейникова Екатерина рассказала о том, что изучение истории Телеутской Землицы невозможно без обращения к устному народному творчеству этого свободолюбивого народа. Народная мудрость гласит о том, что для телеутов культ огня был священен. Много легенд, песен посвящено ему. В Беково жителями была рассказана учащимся сказка «Колборко» о птичке, которая научила людей добывать огонь. Интересно было узнать: «Есть ли варианты этого произведения устного народного творчества?» Мы познакомились с воспоминаниями телеута Г.М. Токмашева, который в 1912-1913 годах в улусе Чолкой записал эту сказку. В 1926 году в улусе Чарга местные жители рассказывали о смелой птичке «Корболка». Г. Н. Потанин познакомился от телеута с этой же сказкой, где птица названа «колбырхы». А в книге «Устное народное творчество коренных народов Кузбасса- телеутов и шорцев» Д.В. Кацюба представлен еще один вариант.

После того, как Бог сотворил все на Земле, люди не знали, как добыть огонь. На собрание не явилась только одна птичка Колборко. Она высоко парила в небе. Люди отправили к ней послов.

-Колборко, тебя просят прийти на собрание.

-Мне некогда!

-А что ты делаешь?

-Считаю, сколько на небе звезд, а на земле кочек

 Ты нужна людям, которые не знают, как добыть огонь.

. –А разве нет в скалах камня и на березе губы?

По указанию Колборко люди из камня высекли огонь и зажгли березовую губу. Они научились добывать огонь. А птичка так и не пришла на собрание.

Эту сказку подарили юные исследователи группы «Исток» участникам городской научно-практической конференции.

Надеются ребята на дальнейшее сотрудничество с работниками экомузея «Чолкой», мечтают познакомиться со знатоками национальной культуры телеутского народа, верят, что именно за наукой - будущее человечества и будущее России!

 

 

Сайт создан в системе uCoz