«Островок психологии»
Страничку ведет Котикова Наталья
Васильевна, педагог-психолог
высшей квалификационной категории
муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 35»
комбинированного вида
Психологическая
поддержка ребенка.
Психологическая поддержка – это процесс, который:
ü позволяет взрослому сосредоточиваться на
позитивных сторонах и преимуществах ребёнка с целью укрепления его самооценки;
ü даёт ребёнку возможность поверить в себя и свои способности;
ü помогает ребёнку избежать ошибок;
ü поддерживает ребёнка при неудачах.
Поддерживать
ребёнка — значит верить
в него. Ребёнок нуждается в поддержке. Поддерживать
ребёнка — значит верить
в него. Ребёнок нуждается в поддержке. Для того чтобы поддержать ребёнка, родители и педагоги сами должны испытывать уверенность, они не смогут оказывать поддержку ребёнку до тех пор, пока не научатся
принимать себя и не достигнут самоуважения и
уверенности.
Взрослому
необходимо понимать роль психологической
поддержки в процессе воспитания
и знать, что, оказывая её, он, сам
того не ведая, может разочаровать ребёнка, сказав ему, например, следующее: «Ты мог бы и не пачкаться!», «Ты мог бы быть и поосторожнее!», «Посмотри, как твой брат хорошо сделал это!», «Ты должен был смотреть, когда это делал я!» Как правило, негативные замечания родителей не имеют
действия. Постоянные упрёки типа
«Ты мог бы сделать это лучше» приводят ребёнка к выводу: «Какой смысл стараться? Всё равно я ничего не могу. Я никогда не смогу удовлетворить их. Я сдаюсь».
Взрослые
должны научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него
положительную установку на успех: «Ты можешь это сделать». Даже
если ребенок не совсем успешно справляется с чем-то, взрослый должен дать ему
понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились. Для этого можно
использовать следующие высказывания:
- Мне было очень приятно наблюдать за
происходящим.
- Даже если что-то произошло не так, как
тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком.
- Все мы люди, и все мы совершаем
ошибки. Исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.
Таким образом, взрослый научится тому,
как помочь ребенку достичь уверенности в себе. Это подобно прививке от неудачи
и несчастья. Очень важно
позаботиться о том, чтобы
создать ребёнку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от взрослого некоторого изменения требований к ребёнку, но
дело того стоит. Успех порождает успех и усиливает уверенность в
своих силах как у
ребёнка, так и у взрослого.
Для того
чтобы поддержать ребёнка, необходимо:
1.
Опираться
на сильные стороны ребёнка.
2.
Избегать
подчёркивания промахов ребёнка.
3.
Показывать,
что вы удовлетворены ребёнком.
4.
Уметь
и хотеть демонстрировать любовь
и уважение к ребёнку.
5.
Уметь
помочь ребёнку разбить большие
задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
6.
Проводить
больше времени с ребёнком.
7.
Внести
юмор во взаимоотношения с
ребёнком.
8.
Знать
обо всех попытках ребёнка справиться
с заданием.
9.
Уметь
взаимодействовать с ребёнком.
10.
Позволить
ребёнку самому решать проблемы
там, где это возможно.
11.
Избегать
дисциплинарных поощрений
и наказаний.
12.
Принимать
индивидуальность ребёнка.
13.
Проявлять
веру в ребёнка, эмпатию к
нему.
14.
Демонстрировать
оптимизм.
Помните,
что существуют слова, которые
поддерживают ребёнка, и слова которые
разрушают его веру в себя. Таковы,
например, слова поддержки:
ü
Зная
тебя, я уверен, что ты всё сделаешь
хорошо.
ü
Ты
делаешь это очень хорошо.
ü
У тебя
есть некоторые соображения по
этому поводу. Готов ли ты начать?
ü
Это серьёзный
вызов, но я уверен, что ты готов к нему.
А вот слова разочарования:
ü
Зная
тебя и твои способности, я
думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
ü
Ты мог
бы сделать это намного лучше.
ü
Эта
идея никогда не сможет быть реализована.
ü
Это для
тебя слишком трудно, поэтому я
сам это сделаю.
Поддерживать
можно посредством
1.
Отдельных
слов («красиво», «аккуратно»,
«прекрасно», «здорово», «вперёд», «продолжай»);
2. Высказываний
(«Я горжусь тобой», Мне
нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Всё идёт прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя всё получилось вовсе не так, как ты ожидал»);
3. Прикосновений
(потрепать по плечу, дотронуться до руки, мягко
поднять подбородок ребёнка, приблизить своё лицо к его лицу, обнять его);
4. Совместных
действий, физического соучастия
(сидеть, стоять рядом с ребёнком,
мягко вести его, играть с ним, слушать его, есть вместе с ним);
5. Выражения
лица (улыбка, подмигивание,
кивок, смех). ПТ Таким образом, «окрыляем» своего ребенка: похвалой, признанием, симпатией, симпатией
и сопереживанием, сочувствием, улыбкой, восхищением и поощрением. А это значит,
долой словесную, телесную агрессию!
Рекомендации родителям
Родитель: должность, требующая бесконечного терпения,
чтобы ее
исполнять, и не требующая никакого терпения,
чтобы ее получить
Леонард Луис Левинсон
Делайте! |
Не делайте!
|
Радуйтесь вашему ребенку |
Не перебивайте ребенка |
Разговаривайте с ребенком ласковым, заботливым,
одобряющим тоном. |
Не принуждайте ребенка делать
то, к чему он не готов. |
Слушайте ребенка внимательно, не
перебивая. |
Не заставляйте ребенка делать
что-нибудь, если он устал, расстроен. |
Установите четкие и определенные требования к
ребенку. |
Не говорите: «Нет, она не красная», лучше скажите:
«Она синяя». |
В разговоре с ребенком называйте как можно больше
предметов, их признаков, действий с ними |
Не устраивайте для ребенка множество правил: он
перестанет обращать на них внимание |
Будьте терпеливы. |
Не оскорбляйте ребенка. |
Каждый день читайте ребенку и обсуждайте
прочитанное. |
Не ожидайте от ребенка понимания всех ваших чувств. |
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. |
Не ожидайте от ребенка понимания абстрактных
рассуждений и объяснений. |
Чаще хвалите ребенка. |
Не сравнивайте ребенка ни с
какими другими детьми братом или сестрой). |
Поощряйте игры с другими детьми. |
Не запрещайте общаться с
другими детьми. |
Приобретайте развивающие игры и игрушки. |
Не критикуйте ребенка. |
Старайтесь проявить интерес к тому, что ему
нравится делать (коллекционировать, рисовать…). |
Не следует постоянно
поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так, переделай». |
Интересуйтесь жизнью и
деятельностью ребенка в детском саду. |
Не ожидайте от ребенка
понимания всех логических правил. |
Рекомендуемая литература:
1.
Баркан А. Как
научиться понимать своего ребенка. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2005 – 432 с.
2.
Розенблюм М. Р.
Я, ты, наш ребенок – взрослеем вместе. – М.: ТЦ «Сфера» - 2007 – 352 с.
3.
Хазиева Р. К. Как
воспитать успешного человека. СПб «Литера», 2006. – 96 с.