Котикова Н.В..jpg«Островок психологии»

 

Страничку ведет  Котикова Наталья Васильевна, педагог-психолог

высшей квалификационной категории

муниципального дошкольного образовательного учреждения

 «Детский сад № 35» комбинированного вида

 

Психологическая поддержка  ребенка.

 

Психологическая поддержка – это процесс, который:

ü позволяет взрослому сосредоточи­ваться на позитивных сторонах и преимуществах ребёнка с целью укрепления его самооценки;

ü даёт ребёнку возможность пове­рить в себя и свои способности;

ü помогает ребёнку избежать оши­бок;

ü поддерживает ребёнка при не­удачах.

 

Поддерживать ребёнка — значит верить в него. Ребёнок нуждается в под­держке. Поддерживать ребёнка — значит верить в него. Ребёнок нуждается в под­держке.  Для того чтобы поддержать ребён­ка, родители и педагоги сами должны испытывать уверенность, они не смогут оказывать поддержку ребёнку до тех пор, пока не научатся принимать себя и не достигнут самоуважения и уве­ренности.

Взрослому необходимо понимать роль психологической поддержки в процессе воспитания и знать, что, оказывая её, он, сам того не ведая, может разочаровать ребёнка, сказав ему, например, следую­щее: «Ты мог бы и не пачкаться!», «Ты мог бы быть и поосторожнее!», «Посмотри, как твой брат хорошо сделал это!», «Ты должен был смотреть, когда это делал я!» Как пра­вило, негативные замечания родителей не имеют действия. Постоянные упрёки типа «Ты мог бы сделать это лучше» при­водят ребёнка к выводу: «Какой смысл стараться? Всё равно я ничего не могу. Я никогда не смогу удовлетворить их. Я сдаюсь».

Взрослые должны научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него положительную установку на успех: «Ты можешь это сделать». Даже если ребенок не совсем успешно справляется с чем-то, взрослый должен дать ему понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились. Для этого можно использовать следующие высказывания:

- Мне было очень приятно наблюдать за происходящим.

- Даже если что-то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком.

- Все мы люди, и все мы совершаем ошибки. Исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.

Таким образом, взрослый научится тому, как помочь ребенку достичь уверенности в себе. Это подобно прививке от неудачи и несчастья. Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребёнку ситуацию с га­рантированным успехом. Возможно, это потребует от взрослого некоторого изменения требований к ребёнку, но дело того стоит. Успех порожда­ет успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребёнка, так и у взрослого.

Для того чтобы поддержать ребёнка, необходимо:

                     1.        Опираться на сильные стороны ребёнка.

                     2.        Избегать подчёркивания промахов ребёнка.

                     3.        Показывать, что вы удовлетворены ребёнком.

                     4.        Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребёнку.

                     5.        Уметь помочь ребёнку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

                     6.        Проводить больше времени с ребён­ком.

                     7.        Внести юмор во взаимоотношения с ребёнком.

                     8.        Знать обо всех попытках ребёнка справиться с заданием.

                     9.        Уметь взаимодействовать с ребёнком.

                  10.      Позволить ребёнку самому решать проблемы там, где это возможно.

                  11.      Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

                  12.      Принимать индивидуальность ребёнка.

                  13.      Проявлять веру в ребёнка, эмпатию к нему.

                  14.      Демонстрировать оптимизм.

 

Помните, что существуют слова, которые поддерживают ребёнка, и слова которые разрушают его веру в себя. Таковы, например, слова подде­ржки:

ü   Зная тебя, я уверен, что ты всё сде­лаешь хорошо.

ü   Ты делаешь это очень хорошо.

ü   У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

ü   Это серьёзный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

А вот слова разочарования:

ü   Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

ü   Ты мог бы сделать это намного лучше.

ü   Эта идея никогда не сможет быть реализована.

ü   Это для тебя слишком трудно, поэ­тому я сам это сделаю.

Поддерживать можно посред­ством

                1.      Отдельных слов («красиво», «акку­ратно», «прекрасно», «здорово», «вперёд», «продолжай»);

                2.  Высказываний («Я горжусь тобой», Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Всё идёт прекрас­но», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты про­бовал это сделать, хотя всё получилось вовсе не так, как ты ожидал»);

                3.  Прикосновений (потрепать по пле­чу, дотронуться до руки, мягко поднять подбородок ребёнка, приблизить своё лицо к его лицу, обнять его);

                4.  Совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребёнком, мягко вести его, играть с ним, слушать его, есть вместе с ним);

                5.  Выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех). ПТ Таким образом, «окрыляем» своего ребенка: похвалой, признанием, симпатией, симпатией и сопереживанием, сочувствием, улыбкой, восхищением и поощрением. А это значит, долой словесную, телесную агрессию!

Рекомендации родителям

Родитель: должность, требующая бесконечного терпения,

                                                                                                     чтобы ее исполнять, и не требующая никакого терпения,  чтобы ее получить

Леонард Луис Левинсон

 

Делайте!

Не делайте!

Радуйтесь вашему ребенку

Не перебивайте ребенка

Разговаривайте с ребенком ласковым, заботливым, одобряющим тоном.

Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.

Слушайте ребенка внимательно, не перебивая.

Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он устал, расстроен.

Установите четкие и определенные требования к ребенку.

Не говорите: «Нет, она не красная», лучше

 скажите: «Она синяя».

В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними

Не устраивайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание

Будьте терпеливы.

Не оскорбляйте ребенка.

Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.

Не ожидайте от ребенка понимания всех ваших чувств.

Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

Не ожидайте от ребенка понимания абстрактных рассуждений и объяснений.

Чаще хвалите ребенка.

Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми братом или сестрой).

Поощряйте игры с другими детьми.

Не запрещайте общаться с другими детьми.

Приобретайте развивающие игры и игрушки.

Не критикуйте ребенка.

Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравится делать (коллекционировать, рисовать…).

Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так, переделай».

Интересуйтесь жизнью и деятельностью ребенка в детском саду.

Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил.

 

Рекомендуемая литература:

                                1.        Баркан А. Как научиться понимать своего ребенка. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2005 – 432 с.

                                2.        Розенблюм М. Р. Я, ты, наш ребенок – взрослеем вместе. – М.: ТЦ «Сфера» - 2007 – 352 с.

                                 3.         Хазиева Р. К. Как воспитать успешного человека. СПб «Литера», 2006. – 96 с.

Сайт создан в системе uCoz