«Педагогическая мозаика»
По этим вопросам вас консультирует Безносова Елена Юрьевна, старший воспитатель
высшей квалификационной категории муниципального дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад № 26 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
социально-нравственного развития воспитанников»
Ребенок учится считать
Уважаемые
мамы и папы, бабушки и дедушки! Наверное, вы удивитесь, но главное при обучении
счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают
числа и для чего они нужны. Кроме того, стоит до школы научить ребенка различать
пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над
и т. д.), узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник). Важно также, чтобы малыш различал величину
предметов, понимал, что значит больше, меньше, часть, целое. Помочь
сформировать эти знания помогут простые игры и упражнения.
Счет в дороге
Маленькие дети очень быстро устают в
транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с
пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие
машины, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать
каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого
больше?
Сколько вокруг
машин?
Обращайте внимание ребенка на то, что
происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы,
например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай
сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а
какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" и т. д.
Игра с мячом
Понятия
пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над
головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад.
Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а
левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие
важные понятия.
Далеко ли это?
Гуляя с ребенком,
выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу,
и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также
сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния, - какое больше?
Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы
подойти к какому-то близкому объекту. Вы можете дойти до какого-то места
обычными шагами, потом повернуться кругом и посмотреть, насколько меньше шагов
вам потребуется, если обратно вы пойдете гигантскими шагами.
Угадай, сколько в какой руке.
В игре могут участвовать двое и больше
игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10
(это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет
играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их
в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов в какой руке. Они по
очереди отвечают на вопрос. Тот, кто угадает, становится ведущим.